При огромном количестве людей с дипломами найти компетентного специалиста очень сложно

При огромном количестве людей с дипломами найти компетентного специалиста очень сложно

Что не дает белорусам после учебы за рубежом вернуться домой, а Беларуси — перейти к экономике знаний.

1. В международных документах постоянно ссылаются на исследование Всемирного банка, в котором отмечается, что Беларусь — чемпион региона по дефициту компетенций у выпускников высшей школы. Мы опережаем всех, включая Казахстан, Кыргызстан. При огромном количестве людей с дипломами найти компетентного специалиста очень сложно. Это комплексная проблема. Ее невозможно решить локальными переделками.

2. Беларусь во многом остается еще в плену всякого рода советских структур, иллюзий, ожиданий и нормативов. Мы живем по тарифно-квалификационным справочникам. Это система, которая регулирует заработную плату: кому сколько платить, а не то, какой компетенции человек может или должен занимать определенное место.

3. Наша система образования ориентирована на рынок образовательных услуг. Если вы платите деньги – вы получите услугу. Плохую, некачественную, но вы ее получите. А вот работодателей совсем не слышат в системе образования, потому что они ничего не платят.

4. В разных странах ищут разные способы, каким образом сблизить рынок труда и образования, сделать так, чтобы они друг друга услышали. И в европейском пространстве высшего образования — Болонском процессе есть такой фундаментальный механизм, который называется Национальная рамка квалификаций. Для системы образования это тот запрос к компетенциям со стороны рынка труда, на который должны ориентироваться университеты. Во всех странах есть Национальные рамки квалификации, кроме Беларуси. Разговор о том, что нам нужен такой инструмент, идет довольно давно.

Мы вступили Болонский процесс на условиях выполнения дорожной карты. Первый пункт дорожной карты – это Национальная рамка квалификаций. Мы должны были уже иметь ее. Мы ее не имеем. Это вызывает беспокойство у Болонского комитета, у общественных организаций. И можно отнести это на счет нашей неуживчивости или вредности. Но ведь абсолютно так же обеспокоен и Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования, который в своих решениях указывает на отсутствие прогресса.

5. Когда мы говорим о том, как важно, чтобы белорусы, уезжающие учиться за рубеж, возвращались, имели возможность найти себя здесь, для этого необходима такая малость — модернизация нашего общества. Без нее ничего не произойдет.

Когда мы ссылаемся на опыт других стран, давайте вспомним, что ни один человек из тех, кто отправился учиться за границу, до Петра I в Россию не вернулся. Потребовались реформы. Ностальгические чувства испытывали люди за рубежом, они страдали, но это не заставляло их возвращаться туда, где их не ждут. И где они на самом деле ничего сделать не могут.

6. Проблема не только в том, что власть тормозит модернизацию. Проблема в том, что общество не желает этой модернизации. Оно ориентировано на стабильность, потому что альтернатива стабильности — конкуренция. А кому хочется окунуться во враждебное море соперничества, чтобы добиваться результатов?

И не только мы этим страдаем. Россия точно так же застряла в этом транзите от экономики традиционной, индустриальной, ресурсной к экономике знаний.

Аўтар: 

zautra.by

Автор фото: 

Наша ніва