10 беспроигрышных приемов на собеседовании

10 беспроигрышных приемов на собеседовании

Если вы в очередной раз возвращаетесь с собеседования несолоно хлебавши, то есть серьезный повод задуматься. Что-то явно идет не так и более того - повторяется из раза в раз, постепенно лишая вас уверенности. Когда безупречные и заранее подготовленные ответы не дают желаемого эффекта, меняйте роль. Безупречная презентация профессиональных навыков - всего лишь одно слагаемое успешного интервью, а все остальное зависит от подачи себя как личности. Существуют определенные приемы, которые не позволят вам затеряться в потоке других кандидатов.

1. Скопируйте манеры успешного человека

Не стоит уверять себя в том, что дела идут отлично, если вы проваливаете уже десятое собеседование за этот месяц. Даже если повторять, что все под контролем, подсознание все равно будет сопротивляться этому утверждению. Ресурс уверенности лучше черпать в образе успешного человека — наверняка такой найдется в вашем окружении. Подумайте, как бы он повел себя в этой ситуации. Импровизировать на самом собеседовании не стоит, так что лучше подготовьтесь к этой роли заранее. Будучи в «образе», можете заметить, что ваша манера беседы начинает отличаться от той, которой вы придерживались ранее.

«Известная шутка «Никогда человек не бывает так близок к совершенству, как во время собеседования по приему на работу». Золотой стандарт и залог успешного старта беседы банален – пунктуальность, чистый и опрятный внешний вид. Конечно же, никто не ждет от кандидата на вакансию продавца делового костюма и галстука. Допустимы и джинсы, и спортивный стиль. Но, например, финансовый директор, пришедший на встречу в кроссовках, вызовет удивление. Всегда нужно думать о том, на какую позицию Вы претендуете, и выстраивать свою линию поведения на собеседовании в соответствии с этим. Важным штрихом, позволяющим создать первое впечатление, является пунктуальность. Не только опоздание, но и появление кандидата на час раньше оговоренного срока совсем не радует рекрутера, который в это время проводит другое собеседование или занимается отчетом. Понимаете, что опаздываете или приедете раньше на 15-20 минут? Позвоните рекрутеру и объясните ситуацию, предложите начать пораньше или перенести собеседование на более позднее время. Один звонок и Ваша непунктуальность волшебным образом превратится в организованность и ответственность, ну а с транспортом ведь разное бывает», комментирует Елена Цай, руководитель отдела подбора персонала сети магазинов «5 элемент».

2. Излучайте уверенность

Рекрутер не всегда может разбираться в тонкостях профессии, но он общается с большим количеством людей и неплохо изучил некоторые особенности их психологии. На первом собеседовании он хочет убедиться, что ваши личностные качества соответствуют предлагаемой должности. Но не найдется такой вакансии, на которой работодатель хотел бы видеть неуверенного кандидата. К тому же уверенность в себе — залог того, что вы сможете презентовать не только себя, но и товар.

«Открытость и коммуникабельность, искренняя заинтересованность и уверенность – важны на любом собеседовании. Не поленитесь заранее узнать больше о компании, куда идете на собеседование, посмотрите сайт, почитайте информацию в Интернете. Четко формулируйте свои цели. Обращаясь к рекрутеру с формулировкой «Предложите мне что-нибудь, у меня высшее образование», - будьте готовы, что предложат вам максимум позицию комплектовщика на складе. Молодому человеку, претендующему на работу продавца, вполне допустимо в ответ на вопрос о планах на будущее и карьере сказать «В зависимости от того, что ваша компания мне предложит». Услышав же такой ответ от опытного специалиста, да еще и претендующего на руководящую должность, рекрутер может сделать вывод о недостаточной целеустремленности и неумении планировать свою жизнь и работу. А ведь, вполне вероятно, что Вы всего лишь хотели продемонстрировать лояльность к компании. Не забывайте, что опытный спец всегда знает себе цену, имеет четкие планы на будущее и понимает, чего он хочет от жизни и от работы», поясняет руководитель отдела подбора персонала сети магазинов «5 элемент.

3. Показывайте заинтересованность

Многие соискатели стремятся показать свои достоинства, но забывают поинтересоваться деятельностью компании, в которую хотят трудоустроиться. Первоначальная осведомленность об истории и структуре организации — это замечательно, но постарайтесь разговорить рекрутера; превратите собеседование из экзамена в диалог. Так вам будет гораздо проще перейти на более комфортную позицию равного собеседника. К тому же ваши вопросы подчеркнут заинтересованность именно в этой вакансии, ведь логично сначала узнать как можно больше о будущем месте работы, а уже потом дать свое согласие или отказ.

4. Не демонстрируйте «книжное» НЛП

Статьи в популярных журналах и на интернет-ресурсах пестрят сомнительными рекомендациями типа «подстройки» под собеседника. Но если вы обучались по таким «пособиям», то лучше не вступайте в неравный бой с человеком, который получил профессиональную подготовку в области психологии. Если начнете слепо копировать позу собеседника, вас раскусят достаточно быстро с соответствующим результатом.

5. Оперируйте практическими примерами

Перечисляя свои достоинства, подкрепляйте каждое качество небольшим, но достаточно ярким примером. Пара ваших сильных черт характера может уместиться в двухминутный рассказ с конкретными случаями из деловой практики. Безусловно, эту небольшую речь придется заготовить заранее. В процессе рассказа внимательно следите за невербальными реакциями со стороны собеседника. Будет лучше, если вы завершите свой небольшой монолог до того, как рекрутер вас прервет.

6. Контролируйте свой взгляд

По данным ряда психологических исследований, визуальный контакт повышает шанс на удачное завершение беседы, однако не стоит все время смотреть в глаза рекрутеру. В такие моменты лучше избегать взгляда на пустые пространства — голые стены или поверхность рабочего стола. Хорошо, если изредка вы будете переводить взгляд с рекрутера на предметы в переговорной.

7. Меняйте позу

По-настоящему уверенный и спокойный человек не сидит все время в одной позе: зафиксировать прямую осанку и не напоминать при этом каменное изваяние — непросто и требует тренировок. Самое сложное в данной ситуации — найти применение рукам. Даже при безупречной осанке и умеренной подвижности именно руки красноречиво свидетельствуют о внутренней скованности и настороженности. Если чувствуете сильное волнение, возьмите в руки папку, но не сумку. Когда во время собеседования вы держите сумку на коленях, то посылаете своему собеседнику невербальные сигналы своей закрытости.

8. Следите за речью

Соблюсти этот совет не так легко, как может показаться на первый взгляд. Слова-паразиты не добавят вам убедительности, зато с головой выдадут волнение и наведут рекрутера на мысль о косноязычности. Думайте не только, что вы говорите, но и какими словами пользуетесь. Если обладаете соответствующей сноровкой, можете поэкспериментировать с тембром и динамикой речи — старайтесь в этом соответствовать своему собеседнику. Избегайте речевых длиннот, пауз и молчания, ведь время у рекрутера на проведение интервью обычно ограничено. Долгие поиски подходящего ответа также могут свидетельствовать о внутренней неуверенности в том, что вы говорите.

9. Уточняйте и переспрашивайте

Если не поняли сути вопроса, лучше уточните, что именно хочет знать рекрутер. К тому же собеседник тоже является живым человеком и может обладать индивидуальными речевыми особенностями. Уточняющие вопросы не свидетельствуют о вашей некомпетентности. Тот, кто боится задавать их, на самом деле опасается показать свою неуверенность и тем самым попасть впросак. Помните о том, что рекрутер — это не экзаменатор, а собеседование — не монолог.

«В нашей компании мы любим активных кандидатов. Кандидат, задающий вопросы, всегда выглядит выигрышнее, чем кандидат, ничем не интересующийся и согласный на все. «Какие функции я буду выполнять? Предусмотрено ли обучение? Кому я буду подчиняться?» Не поняли вопроса, конечно, уточняйте! Используйте прием «парафраз». Просто повторите вопрос, как Вы его поняли. Если что-то пошло не так – рекрутер Вас поправит», делится опытом Елена Цай, руководитель отдела подбора персонала сети магазинов «5 элемент».

10. Правильно попрощайтесь

Согласно правилам делового этикета, по окончании собеседования необходимо поблагодарить рекрутера за то, что он уделил вам время. Даже если делать этого совершенно не хочется, не пренебрегайте лишней возможностью показать свою воспитанность. Пока не выйдете за дверь офиса, скорее всего, вас будут провожать взглядом, поэтому задача состоит в том, чтобы достойно покинуть «сцену». Если удалось уверенно продержаться в течение всего интервью, не спешите покидать кабинет. Лучше аккуратно сложить документы обратно в сумку, чем второпях сгребать их со стола. Уверенность должна прослеживаться не только в словах, но и в жестах, позе, динамике движений.

***


На собеседовании рекрутер желает получить не только полную информацию о профессионализме кандидата. В большинстве случаев вам придется работать бок о бок с другими людьми, поэтому раскрытие личных качеств не менее важно. Готовясь к интервью, настраивайтесь на положительный результат. Среди прочих равных условий уверенный в себе человек может выгодно выделиться на фоне других, более зажатых соискателей.

Источник