Проблема трудоустройства белорусских студентов, получивших образование за границей: результаты социологического анализа

Проблема трудоустройства белорусских студентов, получивших образование за границей: результаты социологического анализа

Все больше молодых белорусов получают высшее образование за границей. Агентство «Твоё завтра» провело социологическое исследование, чтобы изучить широкий спектр факторов (возможностей, рисков, проблем, достижений), в той или иной степени воздействующих на обучающихся за рубежом белорусских студентов и связанных с перспективами их трудоустройства в Беларуси. Исследование было проведено группой социологов под руководством профессора Анатолия Ивановича Лысюка. Всего было опрошено 505 граждан Республики Беларусь и 55 экспертов – лидеры мнений, представители бизнеса, госслужащие и люди, работающие в сфере образования.

Оценка системы высшего образования Республики Беларусь

Сделать университетское образование в современной Беларуси повсеместно и однозначно качественным, превратив его в своеобразную визитную карточку страны, препятствуют, по мнению респондентов, чрезмерная бюрократизация и идеологизация учебного процесса, отсутствие академических свобод и отсутствие мотивации у преподавателей в силу их невысокого социального статуса, что в свою очередь, порождает низкий уровень преподавания.

При сравнительном анализе предпочтительности обучения в Беларуси либо за границей картина складывается достаточно противоречивая, поскольку основная масса отмечает, что выбор определяется не страной как таковой, а в первую очередь конкретным университетом.

Оценка факта обучения молодых белорусов в зарубежных университетах

Проблема трудоустройства белорусских студентов, получивших образование за границей: результаты социологического анализа

Перспективы возвращения в Республику Беларусь студентов, получивших высшее образование за границей

Социологический опрос отчетливо показывает, что, согласно позиции белорусских экспертов и граждан, значительная часть молодых людей, получающих образование за границей, там и останется. Вместе с тем, анализ ответов на этот вопрос содержит в себе и оптимистическое послание. Значительная часть экспертов (41,8%) и граждан (35%) полагает, что никакой жесткой предопределенности в этом вопросе не существует, так как, в конечном счете, все будет зависеть от хода экономических и социально-политических изменений в Беларуси. Важна и заинтересованность государственных институтов в возвращении выпускников зарубежных вузов.

Проблема возвращения «домой» выпускников в наибольшей степени связана с возможностью представления им гарантированных и достойных рабочих мест, а также поддержкой их карьерного роста. Подобного рода предложения должны быть конкурентными в общеевропейском контексте.

Существенным образом на возможности возвращения сказывается и мотивация отъезда молодых белорусов на учебу за границу. В представлении подавляющего большинства экспертов (70,9%) и граждан (68,1%) на это решение повлияло вполне рациональное соображение – необходимость получить качественное образование и иметь перспективный, престижный диплом, признанный во всем мире, что, разумеется, открывает хорошие профессиональные возможности.

Оценка китайского опыта направления наиболее талантливых граждан на учебу за границей

Среди плюсов от обучения белорусских студентов за границей для нашей страны называются, в первую очередь, возможность получения специалистов мирового уровня, доступ к новейшим западным технологиям и то, что появятся реформаторы, способные предложить белорусскому обществу новые, эффективные модели развития.

Образование за границей как фактор социальной модернизации Беларуси

Не вызывает сомнений, что так называемая «белорусская модель развития» или «белорусский путь развития» имеет свои достижения, но становится все более очевидным, особенно на уровне экспертов, необходимость ее модернизации. При этом большинство экспертов (60,0%) убеждены, что успешное реформирование современной Беларуси без специалистов, получивших высшее образование за рубежом, или повысивших там свою квалификацию, невозможно.

Большинство экспертов убеждено, что реформирование белорусского общества должно осуществляться по западным образцам с ориентацией на вступление в Евросоюз, граждане же считают, что необходимо придерживаться пути развития и совершенствования собственной «белорусской модели». Однако и те, и другие поддерживают обучение в университетах ЕС и США.

Перспективы трудоустройства выпускников зарубежных университетов в Беларуси

Значительная часть экспертов полагает, что в наибольшей степени в Республике Беларусь могут быть востребованы экономисты, инженеры, финансисты и управленцы в различных социальных сферах. Наиболее приемлемые для них места могут быть предоставлены в системе малого и среднего бизнеса, банковских и финансовых организациях, аналитических центрах и промышленных предприятиях. Рядовые белорусы, со своей стороны, отмечают первостепенную нужду в медиках, инженерах и программистах.

Создание государственной программы по стимулированию возвращения выпускников в Беларусь

Большинство респондентов полагает, что программа по стимулированию возвращения в страну выпускников зарубежных университетов, необходима. В первую очередь, по мнению 54,5% экспертов и 79% граждан, «возвращенцы» должны отчетливо чувствовать нужду в них как высококвалифицированных специалистах, а следовательно, они должны быть убеждены, что их ждут «дома» гарантированные и достойные рабочие места. Также респонденты отмечают, что для этой группы специалистов важна поддержка их карьерного роста и плата за обучение – государственные стипендии для обучения за границей с соответствующими обязательствами с их стороны на возвращение.

Основная работа по трудоустройству выпускников зарубежных вузов должна быть, по мнению большинства экспертов, предоставлена специализированному агентству, лучше всего, некоммерческому, но допустимы и агентства, созданные при Союзах предпринимателей или же под «государственной крышей». Общественное мнение настаивает на том, чтобы трудоустройством занимались традиционные для Беларуси государственные структуры: Министерство образования и исполкомы.

Пока государственные структуры Беларуси достаточно пассивны, молодые белорусы продолжают уезжать учиться в зарубежные университеты, где им предоставляют стипендии. Свыше половины экспертов (54,5%) убеждены, что целый ряд государств это делает, чтобы получить хорошие мозги, которые в этой ситуации являются доступным ресурсом развития. В то же время многие университеты мира исповедуют важную гуманитарную миссию, связанную с поддержкой способных молодых людей из различных регионов мира. Поэтому, согласно представлениям 45,5% экспертов и 36,6% граждан, именно эти соображения помогают молодым людям получить бесплатные стипендии даже в ведущих университетах мира.

Автор исследования: Анатолий Иванович Лысюк, доктор политических наук, профессор Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Инфографика: Валерия Бондарчик, работа в рамках курса „Инфографика BY“ при поддержке Invento Labs