"Кадры вырашаюць усё?". Эксперты обсудили кадровый потенциал страны.

"Кадры вырашаюць усё?". Эксперты обсудили кадровый потенциал страны.

«Адзін кілямэтар – гэта тысяча мэтраў, а «Кілямэтар грамадзкай актыўнасьцi» – гэта тысяча ідэяў, каб палепшыць сьвет». Именно под таким девизом 1 июня в культурном хабе ОК16 состоялся фест «Кілямэтар грамадзкай актыўнасьці». В рамках мероприятия команда экспертов Агентства «Тваё заўтра» подготовила дискуссию на тему «Кадры вырашаюць усё».

В дискуссии приняли участие директор Центра исследования общественного управления SYMPA Наталья Рябова, член общественного Болонского комитета, кандидат философских наук, профессор, один из создателей и первый проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев, а также со-основатель и директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований, руководитель программы исследований проблем региональной и международной безопасности, магистр философских наук Арсений Сивицкий. Модератором выступила аналитик BISS, магистр международных отношений Екатерина Шматина. Послушать и задать вопросы пришли около 50 человек.

В ходе дискуссии участники обсудили кадровый потенциал страны и способность квалифицированных специалистов оказать влияние на положительные сдвиги в обществе и экономике.

Первой темой обсуждения стала мотивация для эффективной работы государственных служб. По словам Натальи Рябовой, государственная служба – это «черный ящик», поскольку имеющиеся в открытом доступе и носящие в основном статистический характер данные не представляют особой аналитической ценности.

«Согласно исследованиям ВШЭ, мотивация людей, которые идут на госслужбу, и мотивация людей, которые уже на ней остались спустя несколько лет работы – это разные вещи. Идут люди с мотивацией изменить жизнь к лучшему, из каких-то эмпатических побуждений, а остаются люди, более стойкие к стрессу. У кого кожа толще, тот и остается.
Каких-то там прорывов ожидать не стоит, потому что, во-первых, госслужба – это не то место, куда идут люди с креативным потенциалом, во-вторых, если вдруг он у человека оказался, его там совершенно негде проявить».

Вероятность создания благоприятных условий для возвращения в страну специалистов, получивших образование за рубежом, в виде гарантированных рабочих мест в государственных структурах, была оценена низко. «К этому нет политической воли. Пока нет агента, который готов был бы это воплотить в реальность».

Второй темой дискуссии стала разработка национальной рамки квалификаций (НРК), а также обсуждение возможных исходов приведения запросов работодателей в соответствие с теми компетенциями, которые предлагает система образования. По словам Владимира Дунаева, ситуация в сфере образования и ее связи с рынком труда мало чем отличается от ситуации с госслужбой. Тем не менее, в вопросах сферы образования, в отличие от других областей, есть что-то похожее на программу реформ, инициированную Европой.

«Хотя, как в свое время Ллойд Джордж сказал, «too little too late» (слишком мало и слишком поздно), вектор этих реформ все же удерживается, и какие-то шаги, пусть с опозданием и неполно, но все же делаются».

Что касается национальной рамки квалификаций, Дунаев заметил, что Беларусь – единственная страна в регионе, которая живет по тарифно-квалификационным справочникам советского союза.

«Это про то, кому сколько платить, чтобы не дай бог не получил лишнего. НРК же устанавливает компетенции выпускников ВУЗов для того, чтобы они удовлетворяли запросы рынка труда.

Наше образование вполне рыночное, оно ориентируется на рынок образовательных услуг, но не на рынок труда. Работодатель не слышен в университете. Идея национальной рамки квалификаций в том, что работодатели должны разрабатывать какие-то профессиональные стандарты, которые должны прийти на смену образовательным. Я вот о чем хочу сказать: во-первых, работодатели не готовы вкладываться в разработку этих профессиональных стандартов, во-вторых, мы уповаем на какие-то реформы, но система образования не заинтересована в том, чтобы отдать эту оценку профессиональных квалификаций кому-то. Я это называю некой образовательной рентой, ведь система образования – это тоже монополия: монополия по распределению социальных статусов. Пока эта монополия сохраняется, каких-то существенных реформ может и не быть».

Третьим вопросом, вынесенным на обсуждение, стал вопрос стратегического планирования развития человеческого капитала, опираясь на плановые государственные документы, такие как Программа социально-экономического развития, Стратегия устойчивого развития. Арсений Сивицкий считает, что указанные документы ориентируются на самый передовой мировой опыт, но не учитывают некоторые проблемы.

«Не создано никакой инфраструктуры, прежде всего кадровой, которая будет реализовывать эти программы и стратегии. Второе: мне кажется, есть более фундаментальное противоречие между всеми этими стратегиями, планами, программами и «антистратегической» сущностью белорусской социально-экономической и политической модели. Дело в том, что последние 25 лет данная модель, прежде всего, была ориентирована на консервацию определенного статус-кво. Главная цель этой системы была в том, чтобы обеспечивать стабильность и её постоянно производить. Это фундаментальное противоречие между теми целями, которые мы себе ставим в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и вот этим стремление нынешней социально-экономической и политической модели воспроизводить саму себя. К сожалению, никакое развитие не возможно без дестабилизации.

Есть и хорошие новости: мы подошли к некому рубежу, Рубикону, и появляется все больше и больше свидетельств того, что нынешняя модель в нашей стране больше не способна решать поставленные перед ней задачи. Это предполагает то, что в последующем так или иначе эта система будет нуждаться в новом поколении кадров, которые будут предлагать конкретные решения по выводу данной системы из кризиса».

Вывод по итогам дискуссии напрашивается сам собой: страна нуждается в реформах сферы образования и рынка труда, однако оказывается к ним совершенно не готовой. Проявляется это не только на государственном, но и на локальных уровнях. Положительные тенденции, заданные плановыми документальными инициативами, невозможно реализовать без участия в процессе реформирования каждого отдельного звена этой системы.

Author: 

Елена Уколова